Главная » Статьи » Маленькие инженеры

Маленькие инженеры. Урок 1. Установка, настройка и первое знакомство с ArduBlock

Здравствуйте, дорогие друзья! Наконец-то мы составили программу нашего обучающего курса, и приступили к записи уроков, предназначенных маленьким инженерам. Как уже говорилось, данный раздел будет посвящен созданию устройств, написанию программ для Arduino, используя графический редактор.

В этом уроке мы научимся устанавливать плагин для работы с блок-схемами, также познакомимся с его интерфейсом, и создадим небольшую программу для работы со светодиодами.

 

Что такое ArduBlock?

Начнем, пожалуй, со знакомства с плагином. Плагин называется ArduBlock, и он позволяет не заучивать тяжелый синтаксис программы, а составлять и программировать Arduino легко и быстро. Необходимо просто переносить нужные блоки на рабочее поле, и уже скрепляя их по какому-либо алгоритму получать готовую программу для контроллера. Что в свою очередь полезно для подрастающего поколения. Ведь чтобы заинтересовать ребенка, ему нужно преподносить все как игру, причем она не должна быть ему в тягость. А при работе с плагином ArduBlock, ребенок не только будет воплощать свои идеи в устройства, но и при этом не будет сидеть днями за заучиванием кода. Поэтому на первых порах данный плагин будет очень хорош, он поможет заинтересовать ребенка, и привить в нем любовь к созданию своих устройств.


Достоинства плагина ArduBlock:

К достоинствам плагина можно отнести простоту "написания" программ для контроллера Arduino, легкость в работе, приятный интерфейс. Вместе с созданием программы, вы можете параллельно смотреть и получаемый код, таким образом, вы не только будете привыкать к работе редактора, но а также и запоминать синтаксис программы. Это очень большой плюс данного плагина. Так со временем, вы сможете перейти уже к написанию кода, вместо собираний блоков. На мой взгляд есть еще много достоинств, но вы о них узнаете и сами в процессе обучения.


Недостатки плагина ArduBlock:

К недостаткам можно отнести конечно же само исполнение плагина. Но это больше вина разработчиков. Так как некоторые разделы и блоки не переведены на русский язык, и немного затрудняют работу. Также к недостаткам можно отнести тот факт, что при создании больших программ блоки будут выглядеть громоздко, и смотреться это будет не очень эстетично - создается небольшое неудобство.

 

И так, хотелось бы сделать из всего вывод. Данный плагин обладает большим количеством достоинств,  но также имеются и недостатки. На мой взгляд, ArduBlock очень полезен тем людям которые только начинают осваивать программирование Arduino. Ведь с помощью редактора они смогут понять сам принцип построения алгоритмов, увидеть как ведет себя контроллер в тех или иных ситуациях. Особенно полезен этот плагин будет для детей. Ведь в детстве никто не хочет сидеть и заучивать программы, а хочется простого, легкого подхода, но с хорошим результатом на выходе.  Поэтому для обучения детей мы и будем использовать именно ArduBlock.

 

Как установить плагин ArduBlock?

Плагин устанавливается как дополнение в программу Arduino IDE. Но для начала нужно его скачать. Для этого переходим по ССЫЛКЕ. На сайте вы можете увидеть большое количество версий этого плагина. Но если посмотреть в правый крайний столбец, можно увидеть, какие из версий пользуются популярностью, а какие версии остаются без внимания. Поэтому выбираем одну из самых популярных, но в тоже время новых версий. Я буду использовать версию от 2014-07-02​ (на момент написания урока количество скачиваний равно 1437).

После того как вы скачали файл, необходимо его переименовать. Переименовываем его в "ardublock-all.jar" (без кавычек). Далее заходим в "Документы". И находим там папку "Arduino". Если такой не существуют - создайте ее. После этого зайдите в эту папку, и создайте еще одну папку с именем "Tools". Теперь зайдите и в эту папку, создайте папку "ArduBlockTool​". И в ней создайте папку "tool". Если вы нажмете на адресную строку окна проводника, вы увидите вот такой путь: "C:\Users\...\Documents\Arduino\Tools\ArduBlockTool\tool". Если все верно - перенесите файл "Ardublock-all.jar" в конечную папку. Должно получиться вот так:

 

Далее открываем Arduino IDE. И в инструментах выбираем ArduBlock.

 

Интерфейс плагина ArduBlock

После открытия ArduBlock перед нами открылось вот такое окно:

 

Что оно из себя представляет? Сверху находится обыкновенное меню, которое есть в каждом оконном приложении:

1. Новый. Создание нового файла
​2. Сохранить. Сохранение текущего набора алгоритмов (если до этого сохраняли - просто пересохраняет).
​3. Сохранить как. Сохранение текущего набора алгоритмов (отличается от предыдущего тем, что дает выбор сохранения файла под другим именем и в другой директории).
​4. Открыть. Открывает уже сохраненный проект.
​5. Загрузить в Arduino. Автоматически компилирует и загружает программу в контроллер Arduino.
​6. Монитор последовательно порта. Открывает монитор последовательного порта.

 

Снизу также находятся кнопки, одна из которых "Перейти на веб-сайт" дает возможность посетить официальный сайт. Например для просмотра обновлений и новостей. Вторая же кнопка "Сохранить как изображение..." может упростить задачу создания скриншота. Ведь нажав на эту кнопку вы сразу получаете готовое изображение с вашей программой, которое вы можете загрузить хоть на сайт, хоть скинуть своему товарищу.

В центре находится рабочее поле, именно в нем и будет создаваться программа.

Слева находится панель разделов. Именно это основная часть в данном плагине. В каждом из разделов находятся свои блоки. По ходу обучения мы будем их осваивать и работать с ними. Сейчас останавливаться на них не будем.

 

Первая программа на ArduBlock.

Теперь давайте "соберем" нашу первую программу. Начнем с простенького, давайте сделаем так, чтобы входящий в контроллер светодиод (подключен к пину 13) начал светить.
​Любая программа начинается с раздела "Упраление". Находим там блок "Цикл" (располагается вторым в списке) и зажав на нем левую кнопку мыши переносим на рабочее поле. Далее необходимо выбрать из раздела "Порты" "Установить цифровой порт". Также переносим его на рабочее поле и вставляем его в цикл сделанный на предыдущем шаге.  В вынесенном блоке есть две ячейки. Это номер пина и состояние этого пина. Номер пина мы изменяем на 13, а состояние на "Высокий". И так, программа готова. Если разобрать данный алгоритм, то мы получаем обыкновенный цикл, в котором устанавливается значение 13-ого пина в высокое напряжение. Вот так должна выглядеть программа на рабочем поле:

 

Теперь если подключить Arduino и нажать на кнопку "Загрузить в Arduino", мы увидим что светодиод начал гореть. А код программы принял вот такой вид:

 

Теперь усложним задачу и сделаем мигающий светодиод с периодом в одну секунду. Для этого необходимо добавить еще один блок "Установить цифровой порт" и два блока "Delay MILLIS миллисекунд", которые находятся в разделе "Управление". Настроим блоки, у вас должно получиться также:

 

Также можно и изменить значения функции delay, сделав мигания реже либо чаще. Нажимаем кнопку "Загрузить в Arduino". И видим что светодиод стал моргать, а в IDE изменился код на:

 

Вы можете немного поэкспериментировать со значениями задержки, с миганиями светодиодов, главное поймите весь принцип построения вот таких простеньких программ.

И я, в свою очередь, советую после составления алгоритмов и их проверки ознакамливаться с кодом программы. Ведь чем быстрее вы научитесь писать и составлять программы на языке C/C++ тем быстрее вы сможете делать более масштабные  и серьезные проекты.

 

Для лучшего понимания всего материала мы записали видео-урок.

 

 

Надеюсь урок был для вас полезен и вы узнали что-то новое. Все вопросы и комментарии оставляйте внизу под статьей. Спасибо за внимание!

Категория: Маленькие инженеры | Добавил: GM (13.10.2016) | Автор: Гулиев Максим E
Просмотров: 8696 | Рейтинг: 4.7/3
Всего комментариев: 0
avatar